Подход «Burnup credit»: особенности и мировой опыт использования при обосновании ядерной безопасности обращения с ОЯТ


burnupА.Ю. Аникин, А.В. Курындин, к.т.н., А.А. Строганов, к.ф.-м.н. (ФБУ «НТЦ ЯРБ»).

До недавнего времени в мире при обосновании ядерной безопасности систем с ОЯТ использовалось приближение «свежего топлива», согласно которому загружаемое в контейнер или хранилище отработавшее ядерное топливо требовалось рассматривать как свежее. Несмотря на то, что приближение «свежего топлива» существенно упрощает обоснование ядерной безопасности и контроль при загрузке ОЯТ, свойственная этому приближению высокая степень консерватизма приводит к существенному уменьшению количества ТВС, которые, согласно действующим нормативным документам, допускается загружать в транспортный контейнер или хранилище.

Развитие новых топливных циклов, направленных на увеличение глубины выгорания ЯТ, и, соответственно, приводящих к увеличению начального обогащения, еще более усугубляет проблему обоснования ядерной безопасности обращения с ОЯТ.

Попытки уменьшить консерватизм приближения «свежего топлива» привели к созданию подхода к обоснованию ядерной безопасности, учитывающего изменение нуклидного состава топлива в процессе выгорания и получившего название «Burnup credit». Рассчитанное с использованием подхода «Burnup credit» значение Кэфф системы, содержащей ОЯТ, значительно меньше значения, полученного для той же системы с использованием приближения «свежего топлива». Таким образом, использование подхода «Burnup credit» позволяет, сохранив прежний уровень запаса между рассчитанным и допустимым значением Кэфф, обосновать ядерную безопасность системы, содержащей значительно большее количество ОЯТ, чем в случае применения приближения «свежего топлива».

Статья целиком доступна для скачивания в формате PDF.