Пункты глубинного захоронения и ядерная ответственность. NEA № 7596 (Deep Geological Repositories and Nuclear Liability. NEA No. 7596)


Захоронение долгоживущих РАО в пунктах глубинного захоронения (Deep Geological Repository – DGR) является научно и технически надежным решением, которое удовлетворяет потребности в долгосрочной безопасности без акцента на активный мониторинг и управление. Тем не менее важно оценить потенциальные риски, которые могут быть связаны с таким объектом, и обеспечить наличие соответствующего режима для достаточной компенсации третьим сторонам в случае, если они понесут ядерный ущерб, причиненный DGR.

В настоящее время большинство стран, в которых действуют программы DGR, находятся на ранней стадии своего развития. Несколько стран рассматривают возможность либо начала эксплуатации, либо строительства своих DGR в течение следующих десяти лет. В большинстве стран ожидается, что финансовые ресурсы, необходимые для реализации проекта DGR поступают от платежей, производимых производителями отходов, в соответствии с принципом «предприятие-загрязнитель платит». Указанные финансовые ресурсы также предназначены для покрытия расходов на любое финансовое обеспечение, которое может потребоваться в соответствии с режимами ядерной ответственности (также называемыми режимами ядерной ответственности перед третьими лицами или гражданской ответственности за ядерный ущерб), до тех пор, пока они применяются к объекту захоронения.

Исчерпывающие ответы на вопрос о том, как следует применять ядерную ответственность к DGR в долгосрочной перспективе, в конечном счете будут даны будущими поколениями с учетом эволюции правовых систем. Тем не менее в настоящее время важно выявить и решить потенциальные проблемы, касающиеся ядерной ответственности, на фоне действующих в настоящее время правовых рамок для рассмотрения проектов и финансирования, а также установить четкие рамки для применимого режима ядерной ответственности на первых этапах эксплуатации DGR.

В настоящем докладе в целом рекомендуется, чтобы любая страна, разрабатывающая или намеревающаяся разработать DGR, придерживалась одного из модернизированных режимов ядерной ответственности (Парижская конвенция, Венская конвенция и/или Брюссельская дополнительная конвенция) и приняла соответствующее законодательство, если она еще этого не сделала.

 <https://oecd-nea.org/jcms/pl_83247/deep-geological-repositories-and-nuclear-liability>