Впервые более чем за 20 лет Национальная лаборатория Айдахо (INL) провела испытания топлива реакторов на быстрых нейтронах с высокой степенью выгорания на своем исследовательском реакторе для изучения переходных процессов (TREAT). Испытания проводятся в рамках сотрудничества между Министерством энергетики США (DOE) и Японским агентством по атомной энергии (JAEA) по разработке и сертификации топлива для реакторов на быстрых нейтронах. В ближайшие несколько лет планируется провести еще несколько испытаний.
Недавно исследователи провели испытания металлического топлива с высокой степенью выгорания, которое было облучено в ходе исторических испытаний в реакторе EBR-II и хранилось там. Была использована новая испытательная капсула, специально разработанная для испытаний топлива быстрых реакторов, в которой используются различные датчики для мониторинга поведения топлива во время испытаний.
«Основная цель этой инициативы – протестировать топливо для быстрых реакторов в его наиболее неустойчивом состоянии, чтобы лучше понять его пределы и использовать эти данные для совершенствование конструкции топлива, – сказал Колби Дженсен, технический руководитель INL по исследованиям переходных процессов. – Конструкция топлива для реакторов на быстрых нейтронах в США не претерпела значительных изменений с тех пор, как была закрыта программа EBR-II, поэтому данные, полученные в ходе испытаний исторического топлива, очень ценны для разработчиков современного топлива».
Испытания на безопасность, организованные DOE и JAEA, являются частью пятилетней инициативы по совместному использованию установок в рамках Рабочей группы по исследованиям и разработкам в области гражданской ядерной энергии. Агентства проводят испытания смешанного оксидного топлива, используемого в современных японских реакторах на быстрых нейтронах, и топлива из металлического сплава, разрабатываемого в США и представляющего интерес для Японии.
DOE и JAEA ранее проводили аналогичные испытания топлива реакторов на быстрых нейтронах с высокой степенью выгорания в конце 80-х гг., пока в 1994 г. EBR-II не был остановлен, а TREAT переведен в режим длительного останова. После 23 лет в режиме останова в 2017 г. TREAT был перезапущен. Ожидается, что первоначальные эксперименты по проекту завершатся в конце этого года, при этом планирование дополнительных испытаний уже ведется.
DOE, 12.03.2025,