Генеральный директор Всемирной ядерной ассоциации Агнета Райзинг в последнем докладе «World Nuclear Performance Report» сообщает, что АЭС продолжают работать в соответствии с высокими стандартами, и темпы роста высоки. До конца 2020 г. планируется подключить более 20 новых реакторов. Но для того, чтобы промышленность достигла цели по поставке не менее 25% электроэнергии до 2050 г., от политиков потребуется гораздо большая приверженность.
В докладе отмечается, что во всем мире в 2018 г. производство электроэнергии на АЭС увеличилось шестой год подряд на 61 ТВт·ч по сравнению с 2017 г., достигнув 2563 ТВт·ч. Это более 10% мирового спроса на электроэнергию. Производство электроэнергии увеличивалось наиболее быстрыми темпами в Азии, где выработка увеличилась почти на 56,3 ТВт·ч (на 12%) до 533,0 ТВт·час.
Новое поколение. В 2018 г. начали поставлять электроэнергию 9 реакторов по сравнению с четырьмя, введенными в действие в 2017 г., и более 20 реакторов должны быть введены в эксплуатацию до конца 2020 г. В целом, увеличение мощности в период 2016–2020 годов, как ожидается, достигнет целей ядерной промышленности. Ассоциация заявляет, что темпы строительства должны будут значительно увеличиться, чтобы достичь общей цели в 1000 ГВт новой ядерной мощности к 2050 г. Девять новых реакторов общей мощностью 10,4 ГВт были подключены к сети. Семь из них были построены в Китае, а два – в России.
В 2018 г. было закрыто семь реакторов общей электрической мощностью 5,4 ГВт. Из них четыре – это японские реакторы, которые не работали с 2011 г., а пятый, тайваньский «Цзиньшань-1» не работал с 2015 г., поэтому эти закрытия были минимальными для общего производства электроэнергии в 2018 г. Четыре реактора в Японии с общей мощностью 5,6 ГВт, получили разрешение на ввод в действие.
В докладе отмечается, что одной замечательной характеристикой 2018 г. является преобладание новых конструкций среди запущенных реакторов. На АЭС «Хайян-1 и -2» и «Саньмэнь-1 и -2» первыми четырьмя реакторами стали AP1000, на «Тайшань-1» – реактор EPR, на Ленинградской АЭС-2 первым реактором стал ВВЭР-1200, а на «Янцзян-5» реактор ACPR-1000. Примечательно, что вторые блоки на АЭС «Хайян» и «Саньмэнь» имели значительно более короткие периоды строительства, демонстрируя, что на вторых блоках может использоваться опыт строительства первого блока. Число строящихся реакторов в конце 2018 г. составляло 55, при этом началось строительство пяти реакторов, по сравнению с девятью, которые были подключены к сети после завершения строительства.
В Азии производство электроэнергии на АЭС увеличилось более чем на 10% и достигло 533 ТВт·ч, что сейчас составляет более одной пятой мирового производства. В Китае первые реакторы AP1000 и EPR начали промышленную эксплуатацию наряду с реакторами ВВЭР V-428M и ACPR-1000. Несмотря на то, что четыре реактора, получившие одобрение на повторный запуск в Японии, довели общее число до девяти, темпы продвижения к повторному запуску большего количества реакторов остаются медленными, в Японии продолжают полагаться на ископаемое топливо.
Среднее время строительства реакторов в последние годы составляло от пяти до шести лет, но среднее время в 2018 г. составило восемь с половиной лет, в основном из-за запуска реакторов, использующих новые конструкции. Ожидается, что сроки строительства в 2019 г. вернутся к более типичным недавним периодам.
В 2018 г. началось строительство пяти реакторов с общей электрической мощностью 6279 МВт, включая «Аккую-1», первый реактор в Турции, и «Хинкли-Пойнт-1», первый реактор, строительство которого начато в Великобритании после «Сайзуэлл В» 30 лет назад. Реактор АЭС «Руппур-2» – второй строящийся в Бангладеш ядерный реактор после аналогичного блока, строительство которого началось в 2017 г.
Показатели. В докладе отмечается высокая производительность ядерных реакторов. В мире ядерные реакторы достигли среднего коэффициента мощности 80%, что намного выше, чем во многих других формах производства электроэнергии. В 2018 г. глобальный средний коэффициент мощности составил 79,8% по сравнению с 81,1% в 2017 г. Несмотря на это небольшое снижение, сохраняется высокий уровень производительности, наблюдаемый с 2000 г., после существенного улучшения в предыдущие годы.
В целом высокий коэффициент мощности является отражением хороших эксплуатационных характеристик. Однако в некоторых странах наблюдается растущая тенденция к тому, что ядерные реакторы работают в режиме следования за нагрузкой, что приведет к снижению общего коэффициента мощности.
В докладе отмечается, что реакторы уже демонстрируют высокую производительность независимо от того, как долго они работают, с коэффициентами мощности около 80%, независимо от срока службы. Средний коэффициент мощности реакторов за последние пять лет мало меняется в зависимости от срока службы.
В докладе отмечается 50-летний опыт работы, что является первым этапом, достигнутым в этом году пятью реакторами – «Бецнау-1» в Швейцарии, «Найн-Майл-Пойнт-1» и «RE Джинна» в США, а также «Тарапур-1 и -2» в Индии. Все эти реакторы начали работать в 1969 г. Для многих действующих реакторов планируется срок действия в течение 60–80 лет.
Климат. В настоящее время ядерная энергетика ежегодно предотвращает выбросы более 2 млрд тонн CO2, помогая снизить глобальную зависимость от угля. Более 50 строящихся реакторов позволят дополнительно избежать выбросов 450 млн тонн CO2 в год к 2025 г. К этому сроку ядерные реакторы позволят избежать выбросов, эквивалентных годовым выбросам CO2 в Японии, Германии и Австралии, вместе взятых.
Но политика является ключом к росту, отмечается в докладе. Реакторы в США произвели в 2018 г. больше электроэнергии, чем в любом предыдущем году, с выработкой 808 ТВт·ч. Один реактор – «Ойстер-Крик» – выведен из эксплуатации, несмотря на то, что он получил лицензию на дополнительные 10 лет эксплуатации, потому что пересмотренные правила водопользования потребуют строительства градирен. В то время как некоторые штаты США ввели схемы, поддерживающие производство электроэнергии на АЭС, признавая ее чистую низкоуглеродную ценность, в других местах другие реакторы находятся под угрозой из-за искаженных и сложных рыночных условий.
В заключении доклада отмечаются растущие действия, связанные с тем, что призыв к действиям в связи с изменением климата стал неотложнее за последние 18 месяцев. Некоторые задаются вопросом, может ли ядерная энергетика быть развернута достаточно быстро для своевременного решения проблемы изменения климата. Дело в том, что ядерная энергетика вносит важный вклад в предотвращение изменения климата сегодня, поскольку АЭС обеспечивают более 10% электроэнергии в мире.
Одним из наиболее эффективных действий, которые необходимо предпринять, чтобы избежать выбросов парниковых газов, является обеспечение того, чтобы эти реакторы продолжали работать в полную силу. Средний срок службы атомного флота составляет около 30 лет. В этом году пять реакторов достигли 50 лет эксплуатации, и реакторы сегодня требуют одобрения на 60 или даже 80 лет эксплуатации. Многие из современных реакторов потенциально могут быть частью полностью обезуглероженной генерации в 2050 г.
При серьезном отношении к изменению климата, необходимо серьезно относиться к решениям. Переход к низкоуглеродной энергетике, которая удовлетворяет энергетические потребности мирового сообщества, представляет собой непростую задачу. Но это задача, которую необходимо решить, и она может быть достигнута только при использовании полного потенциала ядерной энергии.
Источник: World Nuclear News, 29.8.2019