На площадке «Селлафилд» в последний раз перерабатывается топливо реакторов на быстрых нейтронах


Завод по переработке Magnox на площадке «Селлафилд» в Камбрии переработал последний контейнер отработавшего ядерного топлива по программе переработки топлива с реакторов на быстрых нейтронах Великобритании, которое хранится в станционных бассейнах выдержки. Тем временем ведется подготовка к демонтажу знаменитой вентиляционной трубы Pile One, которая десятилетиями возвышалась над ландшафтом площадки «Селлафилд».

Завод по переработке Magnox (Фото: Sellafield Ltd)

Завод по переработке Magnox, который начал работать в 1964 г., должен был быть закрыт в 2020 г., но ограничения, вызванные пандемией COVID-19, стали причиной смещения графика. В мае было объявлено, что предприятие завершит переработку 18 июля и вступит в новую эру по выводу из эксплуатации и очистке площадки.

Реактор на быстрых нейтронах Великобритании в центре «Даунрей» (Шотландия) был построен в 1950-х гг. и стал первым в мире быстрым реактором, который обеспечивал электроэнергией национальную сеть вплоть до его останова в 1977 г. Быстрые реакторы завершили свою работу в Великобритании в 1980-х гг. Вместе с тем в рамках этой программы было унаследовано отработавшее топливо с уникальным химическим составом. Это топливо хранилось на территории центра «Даунрей» в течение 35 лет, пока Управление по выводу из эксплуатации (NDA) и ядерные регуляторы не договорились, что оно может быть доставлено на площадку «Селлафилд» для хранения и переработки.

По сообщению площадки «Селлафилд», переработка последнего контейнера топлива из центра «Даунрей», которая проводится на заводе Magnox, знаменует завершение 10-летней программы. Там также сообщили, что важно переработать топливо, чтобы свести к минимуму количество отходов, для которых потребуется «сухое» хранение в будущем.

Небольшое количество топлива остается в центре «Даунрей», оно будет перевезено на площадку «Селлафилд» для размещения на «сухое» хранение, прежде чем будет захоронено на запланированном к строительству пункте геологического захоронения Великобритании.

«На протяжении всей своей истории завод по переработке Magnox работал во славу Великобритании», — сказал генеральный директор компании Sellafield Ltd Мартин Чоун. «Сегодняшний персонал продолжает нести эту гордую традицию, достигнув в последние недели еще одного знаменательного события. Это важное достижение и очередная демонстрация того, как мы реализуем нашу цель по созданию чистой и безопасной среды для будущих поколений».

Крис Враттен, старший руководитель проекта по реактору на быстрых нейтронах в центре «Даунрей», добавил: «Это был основной проект для NDA и всей атомной промышленности Великобритании. Путем смешивания и отверждения поступившего материала с обычным топливом на заводе Magnox наши команды также внесли свой вклад в цели Великобритании в области нераспространения и безопасности».

Тренировка для демонтажа вентиляционной трубы

Две 125-метровые вентиляционные трубы, обеспечивающие вентиляцию АЭС «Уиндскейл» — бывших реакторов, построенных для производства плутония по ядерной программе Великобритании, — были опломбированы после того, как вентиляционная труба Pile One была повреждена после ремонта в результате пожара 1957 г. Вентиляционные трубы АЭС «Уиндскейл» с характерной выпуклостью фильтров на их вершинах оставались достопримечательностью горизонта площадки «Селлафилд» до 2001 г., после чего вентиляционная труба Pile Two была уменьшена до высоты прилегающих зданий. После трех лет аккуратного демонтажа диффузор квадратной формы был снят с вершины этой вентиляционной трубы АЭС «Уиндскейл» в ноябре прошлого года.

Эскиз гидравлической машины SPIDA, которая будет использоваться для сноса культового дымохода в Селлафилде (Фото: Forth)

В преддверии сноса вентиляционной трубы Pile One в ближайшие годы организовано сотрудничество камбрийских фирм, которые планируют возвести копию этой вентиляционной трубы, а затем применить новое гидравлическое оборудование для ее сноса, чтобы гарантировать безопасность и экологичность операций перед проведением любых работ по демонтажу на потенциально опасном загрязненном участке.

В Совет округа Коупленд была подана заявка на получение разрешения для проведения работ по демонтажу специального бетонного кольца, которое будет создано в качестве точной копии вентиляционной трубы с той же окружностью, составляющей 15 м, но высотой всего 7 м. Конструкция имитационной модели будет срезана при помощи недавно разработанной гидравлической машины SPIDA, разработанной компанией ADAPT, совместным предприятием Doosan Babcock, Atkins и Orano.

Конструкция SPIDA изготавливается компанией Cairnhill Structures из Глазго. Планируется, что машина и имитационный бетонный цилиндр будут перевезены на площадку промышленного комплекса «Леконфилд» в г. Клитор-Мур (Камбрия) для проведения испытаний и наладки перед тем, как будет выполнен срез двух рядов в качестве испытания перед фактическими работами на площадке «Селлафилд».

Инженерная фирма Forth по запросу ADAPT окажет содействие при проведении испытаний продолжительностью около двух лет. Базы фирмы Forth расположены по всей Камбрии, включая предполагаемый испытательный участок в Леконфилде. По завершении испытаний участок в Леконфилде будет очищен и приведен в состояние, соответствующее его состоянию на текущий момент.

World Nuclear News, 24.06.2022