Великобритания призвана стать мировым лидером в области синтетического топлива, полученного при использовании энергии от ядерных объектов


Королевские ВВС и Zero Petroleum в 2021 году установили мировой рекорд Гиннесса за первый в мире успешный полет на синтетическом топливе (Фото: MoD /gov.uk)

Согласно докладу консультантов в области атомной энергетики Equilibrion и Ассоциации атомной промышленности (NIA) крупномасштабное производство безуглеродного синтетичес-кого топлива, полученного при использовании энергии от ядерных объектов, может помочь таким труднодекарбо-низируемым секторам как авиация и судоходство.

В докладе «Синтетические виды топлива: возможности для экономичного производства синтетического топлива на основе использования атомной энергии» говорится, что на транспортный сектор приходится 27 % от глобальных выбросов парниковых газов, при этом судоходство и авиация находятся среди тех секторов, которые трудно декарбонизировать.

Синтетические виды топлива получают не из добытого ископаемого топлива, а «используют двуокись углерода, полученную из окружающей среды, и низкоуглеродное водородное сырье для синтеза водородных видов топлива, которые ведут себя подобно ископаемому топливу, но без чистого выброса двуокиси углерода в атмосферу», – поясняется в докладе, при этом добавляется, что при производстве синтетического топлива может использоваться CO2 от различных источников, включая промышленные выбросы, или от прямого захвата воздуха или морской воды.

«Недостаток заключается в том, что пути производства синтетического топлива воспринимаются как энергоемкие и ограниченные в доступности из-за оценок, в которых рассматривается исключительно использование возобновляемых источников энергии. Именно здесь атомная энергетика может предоставить необходимое решение… и открыть путь к гораздо большему объему поставок синтетического топлива секторам, которые в нем больше всего нуждаются, сокращая при этом превышающие пределы выбросы за счет альтернатив биотопливу и постепенно сводя их к отрицательным показателям по выбросу углерода в будущем», – добавляется в докладе.

В докладе говорится, что тепло и электричество, вырабатываемые АЭС, могут использоваться на всех стадиях этого процесса, т. е. опреснение будет осуществляться с целью получения чистой воды для последующего производства водорода. В этом докладе правительство Великобритании настоятельно призывают признать потенциальную роль атомной энергетики в получении предстоящего мандата на создание авиационного топлива, также рекомендуют рассматривать применение синтетических видов топлива, полученных при использовании энергии от ядерных объектов, а также рекомендуют правительству «рассмотреть вопрос о внесении поправок в «Обязательство по возобновляемым видам транспортного топлива» с тем, чтобы позволить использовать атомную энергетику для производства различных видов топлива для более широкого рынка низкоуглеродного топлива».

Некоторые из этих мер должны быть приняты в соответствии с законопроектом об энергетической безопасности правительства Великобритании, который в настоящее время рассматривается Палатой лордов. В нем предлагается включить топливо, полученное от использования объектов атомной энергетики, в схемы получения возобновляемого транспортного топлива, приведя в качестве примеров устойчивое производство авиационного топлива и водорода.

В докладе прогнозируется, что мировой рынок синтетических видов топлива составит $15,3 млрд к 2030 г. и $600 млрд – к 2050 г.

Том Грейтрекс, исполнительный директор NIA, которая является торговой ассоциацией для гражданского сектора атомной промышленности в Великобритании, сказал: «Атомная энергетика может играть важную роль в предоставлении первичной энергии в поддержку декарбонизации секторов, которые в настоящее время почти полностью зависят от ископаемых видов топлива. Великобритания должна воспользоваться этой золотой возможностью, чтобы стать мировым лидером, и мы готовы предоставить энергию, которая так нужна рынку».

Фил Роджерс, директор Equilibrion, который сообщил, что его цель «заключается в том, чтобы работать с представителями бизнеса для реализации потенциала атомной энергетики для декарбонизации секторов отопления, транспорта и промышленности». Он сказал: «Транспортный сектор несет ответственность за почти треть выбросов в Великобритании, поэтому возможность прямой замены ископаемых видов топлива на безуглеродные эквиваленты, особенно для авиации, судоходства и тяжелых видов транспорта, может значительно ускорить наш путь к достижению чисто нулевых выбросов углерода».

World Nuclear News, 14.03.2023