Казахстан добился успехов в выполнении рекомендаций миссии МАГАТЭ по комплексному рассмотрению ядерной инфраструктуры, сообщила в начале апреля группа экспертов МАГАТЭ и международных экспертов.
В настоящее время в Казахстане работают исследовательские реакторы, а также несколько других ядерных установок, связанных с начальной стадией ядерного топливного цикла, включая добычу урана. Казахстан имеет вторые по величине запасы урана в мире – 14 % от общего количества. Остановленный в 1999 г. быстрый энергетический реактор-размножитель БН-350 после 25 лет работы в настоящее время выводится из эксплуатации.
Министерство энергетики Казахстана предложило потенциальное возобновление использования ядерной энергии для снижения зависимости страны от ископаемого топлива, диверсификации энергетического баланса и сокращения выбросов CO2. Казахстанская атомная электростанция (КАЭС), которая была назначена владельцем/оператором будущей АЭС, в 2018 г. начала подготовку технико-экономического обоснования, чтобы обосновать необходимость использования ядерной энергии, выбор площадки для строительства и проанализировать прогнозируемую мощность АЭС.
28–31 марта 2023 г. Астану, столицу Казахстана, посетила группа последующей миссии по комплексному рассмотрению ядерной инфраструктуры (Integrated Nuclear Infrastructure Review – INIR), с тем чтобы оценить степень выполнения рекомендаций и предложений миссии INIR, проведенной в 2016 г.
Специалисты миссии изучили состояние развития ядерной инфраструктуры, используя критерии этапа 1 вехового подхода МАГАТЭ, трехступенчатой программы, которая содействует странам в анализе, подготовке и сооружении АЭС. На этапе 1 оценивается готовность страны осознанно взять на себя обязательство по реализации ядерно-энергетической программы.
Специалисты миссии отметили, что Казахстан полностью выполнил рекомендации в области координации программы ядерной энергетики, финансирования АЭС, аварийного планирования и обращения с РАО.
Группа указала, что необходимо продолжить работу для завершения всеобъемлющего доклада относительно процесса принятия решения по ядерно-энергетической программе для оценки потребностей в финансировании инфраструктуры ядерной энергетики, планирования дальнейшего развития регулирующего органа и будущего владельца/оператора КАЭС, а также для разработки политики привлечения промышленного сектора к реализации ядерно-энергетической программы в стране.