Как мы можем обеспечить надежное энергоснабжение далеко в море, на острове или в прибрежном населенном пункте? Стандартное решение – это использовать генераторы, работающие на органическом топливе. Но по мере расширения усилий по декарбонизации глобальных энергетических систем одним из ответов на этот вопрос может стать использование плавучих атомных электростанций (ПАТЭС).
Растет интерес к установке ММР на плавучие баржи или платформы в целях снабжения удаленных прибрежных районов экологически чистой электроэнергией и теплом, декарбонизации разработки шельфовых месторождений нефти и газа или других полезных ископаемых и даже производства электроэнергии в сетевом масштабе, что позволит снизить затраты за счет серийного производства на судостроительных предприятиях. На симпозиуме МАГАТЭ по плавучим атомным электростанциям, который проходил 14 и 15 ноября 2023 г. в Вене, эксперты по правовым вопросам, представители органов регулирования ядерной отрасли и судоходства, а также лидеры отрасли обсуждали связанные с ПАТЭС преимущества и проблемы, а также то, какую именно роль они могут сыграть в борьбе с изменением климата и достижении нулевого уровня выбросов.
В ходе открытия Генеральный директор МАГАТЭ Рафаэль Мариано Гросси сказал, что во многих странах «активно рассматривается вопрос развертывания плавучих атомных электростанций». Однако в рамках обсуждения их целесообразности и потенциальных применений Генеральный директор отметил, что необходимо тщательно проанализировать все последствия с точки зрения гарантий, международного права и регулирования.
Ядерная энергия уже около 60 лет используется в силовых установках кораблей ВМС и ледоколов. Однако ПАТЭС отличаются от них тем, что они будут производить низкоуглеродную электроэнергию и тепло для различных применений, включая централизованное теплоснабжение, опреснение морской воды и производство водорода.
Плавучие АЭС можно строить на заводах, собирать на судостроительных предприятиях и доставлять в готовом виде на предназначенные для них площадки – все это может содействовать сокращению времени строительства и снижению затрат. Дания, Канада, Китай, Россия, США и Южная Корея ведут собственные работы по созданию морских ММР, при этом некоторые конструкции уже находятся на этапе перспективной разработки, а у России уже даже есть одна действующая ПАТЭС – «Академик Ломоносов», которая находится в коммерческой эксплуатации на Дальнем Востоке с 2020 г., обеспечивая производство электроэнергии и централизованное теплоснабжение. Она заменит находящуюся в процессе вывода из эксплуатации Билибинскую АЭС и устаревшую Чаунскую ТЭЦ, работающую на угле.
Однако именно мобильность ПАТЭС вызывает новые вопросы, особенно когда они пересекают международные границы или эксплуатируются в международных, а не в территориальных водах. Например, как происходит процесс лицензирования и регулирования, если ПАТЭС строится и заправляется топливом в одной юрисдикции, а затем перемещается в другую?
«МАГАТЭ работает с государствами-членами над определением того, какие дополнительные руководящие материалы
и нормы могут потребоваться для обеспечения безопасности плавучих атомных электростанций, – сообщила заместитель Генерального директора МАГАТЭ – руководитель Департамента ядерной и физической безопасности Лиди Эврар. – Нормы безопасности МАГАТЭ служат глобальным ориентиром в деле защиты людей и окружающей среды от вредного воздействия ионизирующего излучения. Для того чтобы появился по-настоящему международный рынок плавучей ядерной энергетики, необходимо также решить важные существующие задачи в области права и регулирования», – добавила она.
В ходе симпозиума обсуждались существующие и будущие проекты ПАТЭС и области их применения, в том числе, например, в качестве плавучих установок по производству в открытом море чистого водорода для последующей переработки в «зеленый» аммиак в целях использования в сельском хозяйстве или в качестве низкоуглеродного топлива для транспорта. Участники рассмотрели также особые проблемы, которые возникают с связи с мобильностью ПАТЭС с точки зрения их лицензирования, регулирования, перемещения и применения гарантий. Обсуждались вопросы ядерной и физической ядерной безопасности, включая степень, в которой существующие нормы и практика в принципе применимы к ПАТЭС. На заключительном заседании симпозиума были определены дальнейшие возможные шаги по созданию условий для развертывания ПАТЭС с упором на учет требований физической ядерной безопасности и гарантий при проектировании, включая формирование механизма для улучшения взаимодействия между ядерной и судоходной отраслями и регулирующими органами.
«Чтобы добиться нулевого уровня выбросов, необходимо использовать все имеющиеся виды чистой энергии, – сказал собравшимся Михаил Чудаков, заместитель Генерального директора МАГАТЭ – руководитель Департамента ядерной энергетики. – Плавучие атомные электростанции не конкурируют с наземными ММР, но расширяют возможности использования и потенциал этой ядерной технологии для достижения наших целей нулевого уровня выбросов».
Симпозиум был организован в рамках единой Платформы Агентства по ММР и их применению, целью которой является оказание государствам-членам последовательной и скоординированной поддержки в разработке и развертывании ММР, а также надзоре за ними. В рамках Инициативы по гармонизации и стандартизации в ядерной области МАГАТЭ объединяет также усилия директивных органов, регуляторов, проектировщиков, производителей и операторов для гармонизации и стандартизации регулирующих и отраслевых подходов в целях обеспечения эффективного глобального развертывания усовершенствованных ядерных реакторов, отвечающих требованиям ядерной и физической безопасности.