Французский ядерный регулирующий орган Autorite de Surerete Nucleaire (ASN) заявил, что считает стратегию EDF по устранению проблем коррозии, вызванной перенапряжением металла, на своих АЭС «соответствующей», учитывая информацию, полученную по этому явлению и связанным с ним вопросам безопасности.
В декабре 2021 г. проверки в рамках технического обслуживания первого контура блока № 1 АЭС «Сиво» выявили коррозию возле сварных швов на трубах системы аварийного впрыска. Затем были проведены проверки такого же оборудования на блоке № 2, выявившие аналогичные дефекты. Компания EDF приняла решение заменить поврежденные части, потребовав продлить останов электростанции, а также перевести два других ее блока АЭС «Шо В» модели N4 в состояние останова для проведения аналогичных проверок.
В середине января 2022 г. EDF объявила, что на блоке № 2 АЭС «Сиво» и АЭС «Шо В» обнаружены такие же дефекты на трубных швах системы аварийного впрыска, что и на блоке № 1 АЭС «Сиво». Кроме того, в ходе десятилетней эксплуатационной проверки на блоке № 1 АЭС «Пенли», одном из двенадцати блоков мощностью 1 300 МВт серии P4, также была выявлена коррозия, вызванная перенапряжением металла. Обнаружение растрескивания привело к необходимости проведения проверок большей части французского парка компании, которая к настоящему времени остановила 12 реакторов для проведения дальнейших исследований или ремонта.
С момента обнаружения дефекта в конце 2021 г. EDF проводит работу по углубленному изучению этого явления и выявлению соответствующих поврежденных участков. Эти исследования включают проведение почти 70 лабораторных оценок сварных швов на восьми реакторах.
«Эти оценки и анализы, проводимые EDF, были необходимы для поддержания стратегии контроля компании», — отметили в ASN. — «Они позволили определить геометрию труб и термомеханические условия, которым подвергаются эти трубы, в качестве основных факторов, влияющих на начало коррозионного растрескивания участков перенапряженного металла».
EDF определила, что система трубопроводов наиболее подвержена растрескиванию. В четырех реакторах модели N4 такие трубопроводы находятся в контуре аварийного впрыска, расположенном в «холодной нитке» (трубы первого контура, ведущие от электронасосных установок к корпусу реактора) и в напорных линиях остановленного контура охлаждения реактора. В реакторах модели Р4 это трубопроводы только контура впрыска, расположенные в «холодной нитке».
ASN отметила, что EDF планирует провести инспекцию всех своих реакторов к 2025 г., уделив в первую очередь внимание проверке наиболее чувствительных участков реакторов моделей N4 и P4. На этих реакторах проверки будут выполняться с применением новой технологии неразрушающего ультразвукового контроля. Этот метод был разработан с целью надежного обнаружения коррозионных трещин участков перенапряженного металла и оценки их глубины. В компании сообщили, что результаты, полученные компанией EDF после шести месяцев разработок, являются «обнадеживающими и должны позволить обеспечить масштабное применение этих новых средств контроля во второй половине 2022 г.
Регулирующий орган также сообщил: «ASN считает, что данная стратегия отвечает необходимости продолжения проверок наиболее чувствительных линий. Однако, ASN считает, что, к примеру, проверка реактора блока № 2 АЭС «Бельвиль», запланированная на 2024 г., будет проводиться слишком поздно».
В ASN сообщили, что феномен коррозионного растрескивания участков перенапряженного металла все еще изучается, и что программу проверок EDF придется адаптировать, если в ходе проверок или после их анализа «будут выявлены новые факты».