Регулирующий орган утвердил план EDF по проверке трубопроводов с участками перенапряженного металла


АЭС «Сиво» (Фото: EDF)

Французский ядерный регулирующий орган Autorite de Surerete Nucleaire (ASN) заявил, что счи­тает стратегию EDF по устранению проблем коррозии, вызванной перенапряжением металла, на своих АЭС «соответствующей», учитывая информацию, полученную по этому явлению и связан­ным с ним вопросам безопасности.

В декабре 2021 г. проверки в рамках технического обслуживания первого контура блока № 1 АЭС «Сиво» выявили коррозию возле сварных швов на трубах системы аварийного впрыска. Затем были проведены проверки такого же оборудования на блоке № 2, выявившие аналогичные де­фекты. Компания EDF приняла решение заменить поврежденные части, потребовав продлить останов электростанции, а также перевести два других ее блока АЭС «Шо В» модели N4 в состоя­ние останова для проведения аналогичных проверок.

В середине января 2022 г. EDF объявила, что на блоке № 2 АЭС «Сиво» и АЭС «Шо В» обнаружены такие же дефекты на трубных швах системы аварийного впрыска, что и на блоке № 1 АЭС «Сиво». Кроме того, в ходе десятилетней эксплуатационной проверки на блоке № 1 АЭС «Пенли», одном из двенадцати блоков мощностью 1 300 МВт серии P4, также была выявлена коррозия, вызван­ная перенапряжением металла. Обнаружение растрескивания привело к необходимости прове­дения проверок большей части французского парка компании, которая к настоящему времени остановила 12 реакторов для проведения дальнейших исследований или ремонта.

С момента обнаружения дефекта в конце 2021 г. EDF проводит работу по углубленному изуче­нию этого явления и выявлению соответствующих поврежденных участков. Эти исследования включают проведение почти 70 лабораторных оценок сварных швов на восьми реакторах.

«Эти оценки и анализы, проводимые EDF, были необходимы для поддержания страте­гии контроля компании», — отметили в ASN. — «Они позволили определить геометрию труб и термомеханические условия, которым подвергаются эти трубы, в качестве ос­новных факторов, влияющих на начало коррозионного растрескивания участков пере­напряженного металла».

EDF определила, что система трубопроводов наиболее подвержена растрескиванию. В четырех реакторах модели N4 такие трубопроводы находятся в контуре аварийного впрыска, располо­женном в «холодной нитке» (трубы первого контура, ведущие от электронасосных установок к корпусу реактора) и в напорных линиях остановленного контура охлаждения реактора. В реакто­рах модели Р4 это трубопроводы только контура впрыска, расположенные в «холодной нитке».

ASN отметила, что EDF планирует провести инспекцию всех своих реакторов к 2025 г., уделив в первую очередь внимание проверке наиболее чувствительных участков реакторов моделей N4 и P4. На этих реакторах проверки будут выполняться с применением новой технологии неразру­шающего ультразвукового контроля. Этот метод был разработан с целью надежного обнаруже­ния коррозионных трещин участков перенапряженного металла и оценки их глубины. В компа­нии сообщили, что результаты, полученные компанией EDF после шести месяцев разработок, яв­ляются «обнадеживающими и должны позволить обеспечить масштабное применение этих но­вых средств контроля во второй половине 2022 г.

Регулирующий орган также сообщил: «ASN считает, что данная стратегия отвечает необходимости продолжения проверок наиболее чувствительных линий. Однако, ASN считает, что, к примеру, проверка реактора блока № 2 АЭС «Бельвиль», запланирован­ная на 2024 г., будет проводиться слишком поздно».

В ASN сообщили, что феномен коррозионного растрескивания участков перенапряженного ме­талла все еще изучается, и что программу проверок EDF придется адаптировать, если в ходе про­верок или после их анализа «будут выявлены новые факты».

World Nuclear News, 27.07.2022