По сообщению президента Болгарии Румена Радева во время визита в Софию представителей южнокорейской компании Hyundai Engineering and Construction (Hyundai E&C) партнерство Болгарии с Южной Кореей в области высоких технологий и инвестиций может получить дополнительный импульс благодаря запланированному строительству энергоблоков № 7 и 8 АЭС «Козлодуй».
В июне 2023 г. американская компания Westinghouse заключила контракт на проектирование и инжиниринг с дочерней компанией АЭС «Козлодуй» − «АЭС Козлодуй-Новострой» (KZNPP-NM – Kozloduy NPP Novi Mostnosti). В феврале 2024 г. Болгария и США подписали официальное соглашение о сотрудничестве в строительстве энергоблоков № 7 и 8 АЭС «Козлодуй». Документ предусматривает сотрудничество в области развития атомной энергетики и обмена технологиями. Несмотря на то, что на указанных энергоблоках будут установлены реакторы Westinghouse AP1000, компания Westinghouse не будет принимать участия в строительстве, но сохранит общий контроль над проектом.
В настоящее время на АЭС «Козлодуй» эксплуатируются два реактора ВВЭР-1000 советской постройки (энергоблоки № 5 и 6). Болгарии пришлось закрыть четыре старых энергоблока ВВЭР-440 в качестве условия для вступления в Европейский Союз, несмотря на то, что эти энергоблоки прошли значительную модернизацию систем безопасности. Согласно графику, энергоблок № 7 АЭС «Козлодуй» должен быть введен в эксплуатацию в 2035 г., а энергоблок № 8 − двумя годами позже.
Компания Hyundai E&C, входящая в состав корпорации Hyundai, была выбрана в качестве подрядчика по строительству. Четыре другие компании, проявившие интерес к контракту, не смогли выполнить технические и финансовые условия тендера. Ими оказались американская компания Fluor BV, консорциум во главе с China National Nuclear Corporation Overseas, компания China Energy Engineering Corporation Limited, и американская Bechtel Nuclear Power Company Limited. Народное собрание Болгарии поддержало решение Министерства энергетики о приглашении Hyundai после продолжительных дебатов, в ходе которых оппозиционные партии безуспешно пытались вернуть компанию Bechtel в число претендентов.
Болгария выдвинула следующие условия для строительства энергоблоков № 7 и 8 АЭС «Козлодуй»: фиксированная цена; 7-й энергоблок должен быть построен в течение 60 месяцев, а 8-й − в течение 54 месяцев; не менее 30 % бюджета и работ должны быть поручены болгарским подрядчикам.
На встрече с представителями Hyundai E&C в администрации президента Радев поднял вопросы о сроках строительства, разделении ответственности между болгарским правительством, Hyundai и Westinghouse, методах финансирования и обращении с ОЯТ.
«Строительство новых атомных энергоблоков − это серьезный вызов, но мы можем рассчитывать на два важных фактора успеха: болгарские компетенции и опыт безопасной и надежной эксплуатации атомных объектов на протяжении полувека, а также опыт ваших специалистов в этой области», − сказал Радев. Он подчеркнул, что в строительстве новых энергоблоков должно участвовать больше болгарских компаний и специалистов, которые хорошо зарекомендовали себя в атомной энергетике.
Радев рассматривает партнерство с Южной Кореей в области атомной энергетики как шанс для Болгарии достичь более высокого технологического уровня и поддерживать более активный научный обмен с целью достижения автономии в эксплуатации новых реакторов. По его словам, Болгария заинтересована в том, чтобы проект был завершен в срок и с соблюдением четких финансовых параметров, поскольку международная практика показывает, что создание ядерных мощностей занимает много лет, а финансовые параметры часто меняются со временем.
Руководство Hyundai E&C заявило, что строительство энергоблоков № 7 и 8 АЭС «Козлодуй» должно быть завершено в период с 2033 по 2035 гг. В компании сообщили, что ее специалисты работают над тем, чтобы проект вписывался в запланированные временные и бюджетные рамки, и рассматривают этот проект как стратегически важное для компании мероприятие.
Исполняющий обязанности министра энергетики Болгарии Владимир Малинов, принимавший участие в переговорах, выразил надежду, что летом 2025 г. проект будет принят в Народном собрании, что сделает его необратимым, и он будет реализован в кратчайшие сроки и в наиболее благоприятной конкурентной среде и экономических условиях. По его словам, необходимо обеспечить максимальное участие болгарского бизнеса в проектировании, закупках и строительстве новых энергоблоков. «Моим приоритетом станет требование о 30 %-ном участии болгарского бизнеса в качестве минимального стартового порога», − сказал он.
Малинов также отметил, что ключевым шагом является поиск лучших партнеров для обеспечения финансирования проекта. По его мнению, ключевую роль должен сыграть Экспортно-импортный банк Кореи. По его словам, он рассчитывает на поддержку этого процесса со стороны правительства Республики Корея.
Делян Добрев, возглавлявший комитет по энергетике в парламенте предыдущего созыва, заявил, что новое Национальное собрание не будет вмешиваться в проект больше, чем это было до сих пор. Во второй половине 2024 г. проектная компания должна представить на утверждение парламента окончательное инвестиционное решение. Он сообщил, что к моменту принятия окончательного инвестиционного решения все вопросы, касающиеся стоимости, сроков, подрядчиков и финансирования, будут прояснены.
По итогам переговоров компания Hyundai E&C подписала два меморандума о взаимопонимании: один с Болгарской строительной палатой, а другой − с холдингом «Главболгарстрой».