План удаления топлива на АЭС «Фукусима-I»


Компания «Tokyo Electric Power Holdings Co.» (TEPCO) и корпорация «Nuclear Damage Compensation and Decommissioning Facilitation Corporation» (NDF) представили документацию, описывающую их план по удалению отработавшего топлива и части обломков топлива из блока №2 АЭС «Фукусима-I».

Рассматривалось несколько вариантов. Теперь выбран единый вариант в качестве лучшего плана. Ключевая особенность этих планов заключалась в том, как получить доступ к площадке для перегрузки топлива на блоке №2 для удаления отработавшего топлива. Один план предусматривал демонтаж всей крыши и стен площадки для перегрузки топлива, а затем установку сверху здания для удаления топлива, аналогично блокам №3 и 4. Другой план предусматривал только демонтаж крыши, чтобы получить доступ. Третий план не предусматривал демонтаж здания. Этот третий вариант выиграл, и это ведет к будущим событиям, является значительным шагом вперед в этой работе. Этот новый план также превратился в план по удалению части обломков топлива через ту же установку для перегрузки топлива.

Уровень радиации на площадке для перегрузки топлива энергоблока № 2 после аварии был высоким. Это предотвратило любой прямой вход рабочих. В 2018 г. предпринимались усилия по удалению небольших частей оборудования и дезактивации площадки для перегрузки топлива с помощью дистанционного оборудования. Этой недавней работе способствовало добавление воздушного шлюза на стороне блока №2.

Новый план не предусматривает удаление панели крыши. Компания TEPCO описывает новое оборудование для удаления отработавшего топлива как «миниатюрное». Вместо установки нового мостового крана и крана для перемещения топлива, в этой новой системе используется небольшой стреловой кран, установленный на полу, для выполнения всех задач на площадке для перегрузки топлива. Небольшой дверной проем будет врезан в бетонную стену между двумя стеновыми колоннами, избегая любого повреждения конструкции.

Были выявлены четыре проблемы, связанные с вывозом отработавшего топлива – потенциальное радиоактивное рассеяние пыли, воздействие на рабочих, инфильтрация дождевой воды, расположение наземного рабочего двора.

Предыдущие концепции удаления крыши и стен вызывали серьезные опасения в связи с этой работой из-за возможных выбросов радиоактивной пыли в окружающую среду. Радиоактивная пыль от аналогичной работы на блоке №3 была обнаружена очень далеко, в префектуре Мияги. Поскольку эта пыль может содержать альфа-излучение и микрочастицы реакторного топлива, она представляет значительный риск. При выбранном плане единственным новым отверстием в площадке для перегрузки топлива будет проходная дверь для стрелового крана, через которую будут отправляться контейнеры для перемещения отработавшего топлива, чтобы удалить их из здания.

Снижение уровня радиации на площадке для перегрузки топлива и добавление экранирования улучшило условия. Эти действия сделали эту зону потенциально безопасной для очень ограниченного входа людей. Компания TEPCO утверждает, что работники могли бы на короткое время выйти на работу, требующую вмешательства человека.

Инфильтрация дождевой воды всегда вызывает беспокойство. Дождевая вода потенциально может смывать радиоактивную пыль из здания реактора. Она также может повредить оборудование, которое в настоящее время функционирует внутри блока №2.

На одной стороне блока №2 идет текущая работа по демонтажу вентиляционной башни блоков №1 и 2. Эта наземная зона недоступна для работ по удалению топлива на блоке №2. Для этого плана удаления топлива была выбрана противоположная сторона.

Набор новых стреловых кранов на рельсах будет использоваться для обработки топлива в бассейне, для удаления контейнеров для транспортировки топлива и для перемещения контейнеров в шахте лифта нового здания.

Старый мостовой кран и кран для обращения с топливом останутся на площадке для перегрузки топлива. Мостовой кран в настоящее время находится в положении, указанном на чертеже. Кран для обращения с топливом необходимо будет перенести в место над шахтой реактора. Это потребует некоторого метода для перемещения крана, поскольку все электрические системы повреждены.

Контейнер является новым типом. Этот контейнер значительно уже, чем стандартные транспортные контейнеры, используемые для удаления топлива на блоке №4. Изменение контейнера потребовалось из-за меньших стрел кранов, которые будут использоваться для перемещения контейнеров.

Эта новая концепция также повысила возможность использования этой же системы для удаления осколков топлива из корпуса реактора. Компания TEPCO признает, что концепция находится только на ранней стадии исследования, но есть потенциал для перепрофилирования этого оборудования после удаления отработавшего топлива.

Корпорация NDF исследует этот план более подробно. План включает возможность использования этого оборудования для извлечения осколков топлива. Корпорация NDF подчеркивает, что эта концепция проекта еще не подтверждена. План 1 включает использование контейнера для извлечения топлива из бассейна и осколков топлива. План 2 предусматривает контейнер для извлечения осколков топлива и навесную стойку для извлечения топлива из бассейна. План предусматривает индивидуальную установку каждой конструкции. Это устанавливает приблизительный план перепрофилирования оборудования для удаления отработавшего топлива.

Корпорация NDF предупреждает, что часть концепции удаления отработавшего топлива должна включать меры предосторожности против землетрясений. Корпорация также предлагает проверить новую концепцию крана в качестве макета перед установкой в блоке №2. Рекомендуется план технического обслуживания и ремонта крановой системы, а также план вмешательства человека, если это необходимо. Это будет включать надлежащую защиту для работников при входе в здание. Бόльшая часть работ по техническому обслуживанию может быть выполнена путем перемещения стрелового крана в новое здание. Это снизит уровень воздействия на работников. Прямая работа на площадке для перегрузки топлива может быть возможной и в случае неисправности оборудования.

Этот план является крупной разработкой. Это устраняет потенциальный риск дальнейшего разрушения здания на месте, что является серьезной проблемой. Теперь есть прямой путь для удаления отработавшего топлива. Установка воздушного шлюза и этот план для другого здания, предназначенного для удаления контейнеров, подготовили основу для будущего удаления обломков топлива.

Источник: SimplyInfo, 20.11.2019