В Китае разработан контейнер для отработавшего ядерного топлива от быстрых реакторов


По сообщению Китайского института атомной энергии (CIAE), в Китае разработан 100-тонный транспортный контейнер для ОЯТ от крупных быстрых реакторов. После проверки в ходе испытаний полномасштабного прототипа контейнера проект получил одобрение лицензии на проектирование.

Согласно информации CIAE, транспортный контейнер имеет многослойную сэндвич-структуру и использует композитный пеноалюминиевый буферный слой, что способствует эффективному решению проблемы экранирования и буферизации конструкции транспортного контейнера для ОЯТ.

В то же время CIAE также построил первый в стране крупнотоннажный стенд для вакуумной заливки свинцом и специальный стенд для заливки борсодержащей силиконовой смолой для удовлетворения потребностей в заливке свинцом и борсодержащей смолой больших контейнеров для транспортировки ОЯТ. В институте отметили, что потребовалось два года с момента концептуального проектирования контейнера до получения лицензии на проектирование, при этом был «установлен новый рекорд для цикла разработки крупных контейнеров, используемых для транспортировки ОЯТ в Китае».

Независимая разработка и проектирование транспортного контейнера была выполнена институтом CIAE, испытываемый прототип был получен также в результате независимой обработки и изготовления. Китайский институт радиационной защиты выполнил независимую проверку полномасштабного прототипа.

Получение одобрения лицензии на проектирование «означает, что Китай полностью освоил все ключевые технологии производства транспортных контейнеров для ОЯТ от крупных быстрых реакторов, освободив себя от длительной зависимости от импорта такого типа транспортных контейнеров», − сообщили в CIAE.

В дополнение было отмечено: «Китай добился важных достижений в инновациях, индустриализации и производстве контейнеров конкретного типа для транспортировки ОЯТ от быстрых реакторов, самостоятельно оформив независимые права на интеллектуальную собственность в Китае и заложив прочную основу для развития сооружения быстрых реакторов в стране».

В CIAE проинформировали, что этот контейнер является «основным оборудованием для обеспечения транспортировки ОЯТ от крупных быстрых реакторов Китая, а также играет ключевую роль в важном исследовательском проекте, посвященном изучению технологий транспортных контейнеров для быстрых реакторов».

Китайская национальная ядерная корпорация (CNNC) ожидает, что к середине века реакторы на быстрых нейтронах станут преобладающим типом реакторов. Реактор на быстрых нейтронах мощностью 65 МВт(т) − китайский экспериментальный реактор на быстрых нейтронах (CEFR), построенный под Пекином, достиг критичности в июле 2010 г. и через год был подключен к энергосети. На его основе был разработан предварительный концептуальный проект реактора мощностью 600 МВт(э), известный как первый проект китайского демонстрационного реактора на быстрых нейтронах (CDFR). Строительство первого энергоблока CFR600 было начато в декабре 2017 г. в уезде Сяпу провинции Фуцзянь, и вскоре ожидается его ввод в эксплуатацию. Строительство второго энергоблока началось в декабре 2020 г. По информации от института CIAE, предполагается, что за энергоблоками CFR600 последует ввод в коммерческую эксплуатацию энергоблока CFR1000 в 2030 г.

World Nuclear News, 13.12.2023